|
Согласно результатам опросов, проведенных страховщиками, большинство россиян не готово тратить на страхование больше 100 долл. в год. По объемам страховых взносов на душу населения Россия занимает 57-е место в мире. Но компании не теряют надежды привить гражданам страховую культуру и пытаются раскручивать свои брэнды. Наибольшей узнаваемости добились "Росгосстрах", "Ингосстрах" и "РОСНО".
Ведомости,
24 декабря 2003 г.
Страховой рынок: Страховщики не отчаиваются 1769 просмотров
Они верят, что россиянам можно привить культуру страхования
По опросам страховщиков, большинство россиян не готово тратить на страхование больше $100 в год. По объемам страховых взносов на душу населения Россия занимает 57-е место в мире. Но компании не теряют надежды привить гражданам страховую культуру и пытаются раскручивать свои брэнды. Наибольшей узнаваемости добились "Росгосстрах", "Ингосстрах" и "РОСНО". Россия обогнала Таиланд. По исследованию World Insurance in 2002, выпущенному в ноябре швейцарской перестраховочной компанией Swiss Re, среднестатистический россиянин тратит на страхование $66,6 в год (размер национальной премии в пересчете на душу населения - один из ключевых показателей рынка страховых услуг). Это немногим меньше страховых затрат, пришедшихся на одного уругвайца ($80,8) , и больше, чем на одного тайца ($65,2) (см. табл. ). Показатели России недотягивают до среднего взноса на душу населения в Латинской Америке ($79,8) и в два раза опережают страховой взнос в Африке ($30,1). До развитых стран России очень далеко. В Швейцарии страховой платеж на душу населения - $5000 в год, в Англии - $3900. Гендиректор Национальной страховой группы и руководитель международного комитета Всероссийского союза страховщиков Юрий Решетняк объясняет низкую позицию России в мировом страховом рейтинге кризисом 1998 г. "Из-за дефолта последние пять лет были не периодом развития, а периодом восстановления, хотя рынок страхования растет быстрее других", - говорит он. Например, в 1998 г. , согласно исследованиям Swiss Re, на одного россиянина приходилось $29,4 страховых взносов. За пять лет Россия поднялась на восемь ступенек вверх в мировом страховом рейтинге, добравшись до 57-го места. На что тратят страховые $67. Средний страховой взнос на гражданина - умозрительный показатель, но данные исследований страховщиков показывают, что примерно столько и тратят в год на страхование россияне. По словам руководителя центра стратегического анализа и планирования "Росгосстраха" Алексея Зубца, россияне не готовы платить страховщикам более чем $100 в год. По исследованию "Росгосстраха", проведенному в конце ноября в 13 российских городах-миллионниках, 27,2% из 2688 опрошенных граждан готовы тратить на страхование не более 1000 руб. в год, а 21,1% вообще бы не хотели включать расходы на страховые услуги в статью семейного бюджета. Свыше $1000 в год за страховку согласны платить всего 0,2% граждан. "Все дело в психологии, - объясняет Зубец, - риски, которые страхуют компании, российские граждане не считают опасностью. Например, страх остаться без работы или страх перед войной выше, чем страх перед потерей имущества. Внутренняя оценка стоимости этого риска не соответствует реальным ценам на эти услуги". По оценке "Росгосстраха", почти 60% граждан вообще не прибегают к услугам страховщиков. Самым популярным, согласно исследованию компании, по-прежнему остается страхование автомобилей - 15,2% опрошенных пользуются этой услугой (см. табл. ). Возможно, сыграл роль вступивший с 1 июля 2003 г. закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. На 2-м месте - страхование недвижимого имущества, которым пользуются 7,4% опрошенных граждан. "У большинства автолюбителей есть личный опыт ДТП или наглядные примеры аварий, поэтому необходимость страхования им понятна", - считает Зубец. Интерес к страхованию дач или квартир он объясняет так: "У нас страна во многом крестьянская, и страх перед пожарами генетический". Кроме того, страхование строений на селе в советское время было обязательным, и люди зачастую продолжают страховаться по привычке. Самые знакомые страховщики. Несмотря на удручающие для страховщиков результаты исследований рынка, его лидеры не отчаиваются и пытаются раскручивать собственные брэнды. По заказу "Ингосстраха" "ГФК - Русь" провела опрос среди владельцев автотранспорта - по известности марки лидирует "Росгосстрах" (38% ), "РОСНО" (35% ) и "Ингосстрах" (22% ). Исследование "Росгосстраха", проведенное в 13 городах-миллионниках, выявило ту же тройку лидеров. Между тем в Москве "Росгосстрах" - на 6-м месте по узнаваемости; по исследованию "Ингосстраха", о компании слышали 18%. "Росгосстрах" вырвался вперед недавно. "По сравнению с предыдущими исследованиями уровень узнаваемости компании значительно вырос, что может быть связано с массированной рекламной кампанией", - говорится в отчете "ГФК - Русь". По данным TNS Gallup Media, в 2002 г. "Росгосстраха" не было в числе 20 наиболее активных страховщиков-рекламодателей. За неполный 2003 г. компания оказалась в числе лидеров телевизионной и радиорекламы и рекламы в печатных СМИ. В середине года "Росгосстрах" заявил о готовности потратить на рекламную кампанию $10 - 17 млн. Однако население помнит именно советский брэнд - "Госстрах". По исследованию узнаваемости марок, проведенному фондом "Общественное мнение" по заказу "РОСНО", 20,5% опрошенных знают именно "Госстрах". Правильно назвать имя компании - "Росгосстрах" в ответ на вопрос: какие страховые компании вы знаете? - смогли 13,7% опрошенных (5-е место). Еще 14,5% вспомнили название компании "АСКО", которая обанкротилась в 1996 г. "В некоторых областях до сих пор ездят троллейбусы с рекламой "АСКО", - усмехается Решетняк. В этом исследовании лидирует компания "РОСНО" - ее имя без подсказки вспомнили 33,7% опрошенных. Важна ли марка. По мнению некоторых страховщиков, узнаваемость марки клиентами важна для бизнеса. Гендиректор "РОСНО" Леонид Меламед считает, что брэнд страховой компании - ее актив, который можно оценить в денежном выражении. А Зубец из "Росгосстраха" видит в узнаваемости брэнда прежде всего практическую пользу. "Потребитель будет выбирать среди тех компаний, которые он вспомнит без подсказки", - отмечает он. Между тем заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов уверен, что узнаваемость марки не важна при заключении договоров: "Нет никакой гарантии, что клиент не заключит договор с другой компанией, если он окажется дешевле". "РЕСО-Гарантия", по исследованию "Ингосстраха", находится на 6-м месте в России по узнаваемости брэнда. По данным TNS Gallup Media, "РЕСО" занимает 17-е место среди страховщиков по числу упоминаний в прессе и на телевидении. "Мы агентская компания, наши продажи слабо зависят от знания марки", - говорит Иванов. Директор по развитию компании "Маслов, Сокур и Партнеры" Анна Харнас говорит, что хорошая узнаваемость - не синоним роста бизнеса: "Компания может быть известна, а ее услуги могут быть не востребованы". С Харнас согласен начальник отдела маркетинга "Ингосстраха" Андрей Набатчиков: "Большинство клиентов выбирают компании по совету друзей или знакомых". По исследованию "ГФК - Русь", при выборе страховщика информации о страховании, полученной от друзей и знакомых, доверяют 61% опрошенных. Рекламе страховых услуг в печатных СМИ доверяют 3% , а на телевидении - 6% населения. "У компаний - лидеров по узнаваемости есть некоторое стартовое преимущество, но если станет известно, что они плохо выплачивают, то все преимущества закончатся", - считает глава компании "Согласие" Игорь Жук. По словам гендиректора "Энергогаранта" Андрея Зернова, сегодняшняя узнаваемость брэнда не означает, что компания останется лидером рынка. "Серьезный интерес к рынку страхования физических лиц есть у крупных иностранных компаний", - отмечает он. "В Польше, например, наиболее известны марки Allianz, Commercial Union, AIG", - говорит Решетняк. По его словам, от рекламной активности крупных игроков выигрывают все: "Ты рекламируешь себя и немного рекламируешь страхование в целом". Павел МИЛЕДИН
Таблицы и графики к статье
Вся пресса за 24 декабря 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Исследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 ноября 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 7 ноября 2025 г.
ИИ в роли детектива: Как нейросети помогают страховщикам бороться с мошенниками

|
|
CarsWeek, 7 ноября 2025 г.
Прошло исследование: страховщики назвали самые дешевые в ремонте автобренды

|
|
Бизнес-журнал, 7 ноября 2025 г.
Кабмин РФ подготовил программу страхования бизнеса от военных рисков

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 7 ноября 2025 г.
«Северная верфь» застрахует 49 сотрудников от несчастных случаев на 2026 год

|
|
Inbusiness.kz, 7 ноября 2025 г.
Страхование жизни в Казахстане остаётся на периферии мировой статистики

|
|
Inbusiness.kz, 7 ноября 2025 г.
Казахстану есть куда расти: рынок страхования жизни остаётся узким и сконцентрированным

|
|
Российская газета онлайн, 7 ноября 2025 г.
Эксперты разъяснили, какие иномарки выгоднее страховать сейчас

|
|
Финам.Ru, 7 ноября 2025 г.
Акции China Life исчерпали потенциал роста после ралли

|
|
AK&M, 7 ноября 2025 г.
Американская Aquarian приобретает Brighthouse Financial за $4.1 млрд

|
|
РБК (RBC.ru), 7 ноября 2025 г.
Средняя стоимость страховых полисов для путешественников снизилась на 5%

|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 7 ноября 2025 г.
«РусХимАльянс» объявил отбор страховой компании для защиты от киберрисков на сумму 280 млн рублей

|
|
Финмаркет, 7 ноября 2025 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целью 116,25 руб.

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 7 ноября 2025 г.
Русская рулетка в такси: каждый второй водитель ездит без страховки

|
|
Коммерческие вести, Омск, 7 ноября 2025 г.
В 2025 году страховые компании Сбера выплатили сибирякам 35,4 млрд рублей

|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 7 ноября 2025 г.
Спрос на краткосрочные полисы ОСАГО в Новосибирске вырос почти в 20 раз

|
|
За рулем, 7 ноября 2025 г.
Как страховые проверяют, не врут ли водители про ДТП

|
|
Амител, Барнаул, 7 ноября 2025 г.
Барнаульцев приглашают на бесплатный показ фильма о страховых правах пострадавших в ДТП

|
 Остальные материалы за 7 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|